«Панаевский цикл» Н.А. НекрасоваМатериалы к урокам литературы |
|
|
ДА, НАША ЖИЗНЬ ТЕКЛА МЯТЕЖНО, Любовные признания Николая Алексеевича Некрасова были посвящены его единственной музе – Авдотье Яковлевне Панаевой – и вошли в так называемый «Панаевский цикл». Дороги поэта и его будущей музы пересеклись в 1845 году, когда Некрасов почти ежедневно по делам «Современника» бывал в доме Панаевых. Авдотья Яковлевна, будучи хозяйкой, должна была принимать гостей, занимать их, участвовать в разговорах, в обсуждении литературных и редакционных дел. В это время она была в расцвете молодости и покоряла сердца многих. Ее называли одной из самых красивых женщин Петербурга. «Это была небольшого роста, не только безукоризненно красивая, но и привлекательная брюнетка. Ее любезность была не без оттенка кокетства; ее темное платье отделялось от головы дорогими кружевами или гипюрами, в ушах у нее были крупные бриллианты, а бархатистый голос звучал капризом избалованного мальчика. Она говорила, что дамское общество ее утомляет и что у нее в гостях одни мужчины», – писал А.А. Фет. Некрасов, увидев Панаеву, влюбился. День встречи со своей будущей возлюбленной он называет самым счастливым, от которого начинается отсчет настоящей жизни. Страсть вспыхнула внезапно и осветила его одинокую труженическую жизнь. Панаева была замужем, и поэт долго боролся с охватившим его чувством, но бесполезно… Влечение было обоюдным. В 1846 году Некрасов вступает с Авдотьей Яковлевной в гражданский брак, который продлится 15 счастливых и мучительных лет. И хотя документальных свидетельств практически не сохранилось: письма Некрасова Панаева сожгла, осталось лишь одно его письмо к ней и четыре ее письма, – мы можем по стихам Некрасова восстановить весь этот необычный «роман». «Панаевский цикл» отличает жгучая исповедальность, биографичность; в нем запечатлены многие эпизоды, «случаи» из их жизни, ссоры и примирения, жажда понимания и счастья. Давайте обратимся к поэтическим строкам Некрасова. Задание: Определите черты характера героини на основе анализа текста. Цикл открывается стихотворением «Ты всегда хороша несравненно…»
Ты всегда хороша несравненно,
Ты хохочешь так бойко и мило,
Так добора ты, скупая на ласки, (1847) Это самое светлое и оптимистичное из всех любовных стихотворений Некрасова. Оно настолько отличается от последующих, что литературоведы долго не решались отнести его к «панаевским». Любовь героини в нем радостная и искрометная, жаркая и нежная. А сама героиня не только «хороша несравненно», но умна и остроумна, весела и насмешлива, кокетлива и лукава, женственна и обаятельна. Именно такой и была молодая Панаева. Вопрос: Как воздействует любовь лирической героини на угрюмого поэта? Примерный ответ: Ее любовь оказывает гармонизирующее влияние на поэта, укрепляет его силы, спасает от жизненных невзгод, которых немало досталось на долю Некрасова.
… с тобой настоящее горе В 1848 году цензура запретила публиковать почти все произведения, предназначавшиеся для «Современника». Журналу грозил полный крах. И тогда Панаева в соавторстве с Некрасовым написала роман «Три страны света», а потом и «Мертвое озеро». Журнал был спасен. В «Современнике» Панаева опубликовала многие повести и рассказы: «Женская доля», «Капризная женщина», «Безобразный муж», «Неосторожное слово» и др. Бесценны ее «Воспоминания», воссоздающие бытовую сторону жизни литераторов того времени, о которой не прочитаешь в других источниках. Словом, Панаева была не только привлекательной женщиной, но и интересным талантливым человеком. Обращенные к Панаевой стихи: «Когда горит в твоей крови…», «Поражена потерей невозвратной…», «Я не люблю иронии твоей…», «Да, наша жизнь текла мятежно…», «Так это шутка, милая моя…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Давно отвергнутый тобою…» – это своеобразный роман, имеющий начало и конец. В нем влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, пишут и сжигают письма, вспоминают и пытаются забыть. Развитие отношений Панаевой с Некрасовым шло драматично и неровно. Но, несмотря ни на что, поэт считает дни, проведенные с любимой, счастливыми, наполненными жизненной энергией. А когда измученные душевной борьбой, упреками и ссорами, они расставались – а расставались они неоднократно, – то Некрасов дни, проведенные без Панаевой, дни мрачной тоски и страдания, вычеркивал из жизни. Вот лишь один из подобных «эпизодов»:
Расстаться было неизбежно – Одно из самых серьезных расставаний произошло в 1855 году. Но после этих событий пройдет еще долгих 10 лет их сближений и разлук. Когда у Некрасова в 1857 году открылась казавшаяся неизлечимой болезнь горла, Панаева сопровождала его в Вене, Риме, Париже, где Некрасов консультировался со светилами медицины. Но со временем у Панаевой развиваются и нарастают пессимистические настроения. Умерли дети, рожденные в браке с Панаевым, а затем – с Некрасовым. Нередко Некрасов вымещал на ней свою хандру, не заботился о своем слабом здоровье и много времени проводил в картежной игре. Умом поэт понимал и душой чувствовал, до какого состояния довели их сложные отношения его самую близкую женщину, как изменилась любимая внутренне и внешне с тех пор, как они узнали друг друга. В стихах он каялся перед ней:
Страдалица! Стоишь ты предо мной Что осталось от веселой, кокетливой и притягательной женщины, от «несравненной» ее красоты и обаяния?!. Объяснить метаморфозы отношений любящих не может по-настоящему никто. После расставания с Некрасовым Панаева вышла замуж за публициста А.Ф. Головачева. Как бы там ни было, она была женщиной, которую Некрасов обессмертил в своих любовных стихах. Чтение стихов наизусть Выводы: Любовная лирика Некрасова явилась новым словом в развитии русской поэзии. Она разрушила привычные представления. В стихотворениях Некрасова возлюбленная поэта выступает не только как объект обожания и поклонения, а прежде всего как друг и единомышленник лирического героя, равная ему во всем. Если у предшественников Некрасова доминировало одно настроение, на первый план выступало одно чувство, то в некрасовских стихотворениях любовное чувство выступает во всей своей сложности, противоречивости, непредсказуемости, а порой обыденности – Некрасов опоэтизировал и «прозу любви». Поразительно и то, что всю гамму чувств поэт умел передать необычайно емко, кратко, выразительно, доверительно, откровенно, используя все богатство родного языка.
|
|
К содержанию |