Содержание

Пьеса «ГРОЗА»

Лекции по русской литературе. Творчество А.Н. Островского

 

 

Творческая история пьесы

Одним из шедевров Островского и всей русской драматургии по праву считается "Гроза", которую сам автор оценивал как творческую удачу, радовался, когда актерам удавалось воплотить его замысел, глубоко переживал, если сталкивался с непониманием, актерской посредственностью или с небрежным отношением к пьесе.

«Гроза» была задумана Островским во время путешествия по Волге от истоков реки до Нижнего Новгорода в почтовой карете вместе с актером Провом Садовским. Драматург был очарован красотой великой русской реки и расположенных вдоль нее городов и сел. Это были длительные этнографические исследования. В своей корреспонденции из Твери Островский писал о поразивших его фресках, увиденных при осмотре развалин города Вертязина. Эти изображения на тему о Литовском разорении отзовутся в «Грозе». В очаровательном Торжке Островский встретился с сохранившимися от времен новгородской старины странными в новое время обычаями девичьей свободы и строгого затворничества замужних женщин. Эти наблюдения получат отражение в характерах незамужней Варвары и обреченной на семейный плен Катерины.

Особенно понравилась Островскому Кострома редкостной красотой своей природы, общественным садом с прогуливающимися купеческими семьями, беседкой в конце бульвара, откуда открывался вид на заволжские дали, восхитительные просторы и живописные рощи.

Полученные впечатления многие годы питали творчество Островского. Отразились они и в "Грозе", действие которой происходит в вымышленном глухом волжском городке Калинове. Костромичи долгое время утверждали, что именно Кострома явилась прообразом города Калинова.

Когда Островский представил свою пьесу в цензуру, состоялся знаменитый диалог драматурга с чиновником, который усмотрел в Кабанихе символизированную фигуру царя Николая и потому выразил сомнение в возможности публикации пьесы. Тем не менее, она была напечатана в журнале «Библиотека для чтения» в 1860 году, на что не без труда было получено цензорское разрешение.

Однако еще до журнальной публикации «Гроза» появилась на русской сцене, для которой она прежде всего и была предназначена. Премьера состоялась 16 ноября 1859 года в Малом театре по случаю бенефиса крупнейшего актера С.Васильева, игравшего Тихона. Другие роли также исполняли выдающиеся мастера П. Садовский, Н.В. Рыкалова, Л.П. Никулина-Косицкая и др. Этой постановкой руководил сам А.Н. Островский. Премьера и последующие спектакли имели огромный успех и превратились в сплошной триумф. Такая же сценическая удача ждала и актеров Александринского театра в Петербурге. Здесь постановку спектакля также осуществлял сам драматург.

Через год после блистательных премьеры «Грозы» пьеса А.Н. Островского была удостоена самой высокой, академической награды – Большой Уваровской премии, присуждение которой состоялось по ходатайству писателя И.А. Гончарова и профессоров П.А. Плетнева и А.Д. Галахова. Эта премия стала первым свидетельством значимости того вклада, который Островский внес и в русскую литературу, и в отечественное сценическое искусство.

По материалам книги: Роговер Е.С. Русская литература второй половины ХIХ века М., 2006

"Говорящие" фамилии в произведениях А.Н. Островского

В XVIII веке театральный зритель еще до начала представления знал, каких героев он увидит на сцене. Драматургу предписывалось давать персонажам "говорящие" фамилии. Прочитав в списке действующих лиц "Скотинин, Простаков и Вральман" или "Милон и Правдин", несложно было догадаться, что за характеры автор вывел в пьесе.

Классицизм с его строгими правилами ушел в прошлое. Но "говорящие" фамилии полюбились драматургам. Часто пользовался ими и Островский.

В комедии "Свои люди – сочтемся!" главного героя зовут Самсон Силыч Большов. Почему Большов и Силыч – понятно: большой, сильный, т.е. влиятельный купец. Но и имя Самсон не случайно. Самсон – библейский герой-силач, утративший свою силу из-за женского коварства.

Важно также, как в списке действующих лиц именуется тот или иной персонаж: по имени, отчеству и фамилии или сокращенно. Так, в "Грозе", только три героя названы полностью: Савел Прокофьевич Дикой, Марфа Игнатьевна Кабанова и Тихон Иванович Кабанов – они главные лица в городе.

Борис Григорьевич, племянник Дикого, сын его брата, тоже Дикой. Но фамилия Бориса ни разу не звучит в пьесе – настолько она не сочетается с его характером.

Фамилия Дикой говорит сама за себя. И имя Савел напоминает имя евангельского персонажа Савла, гонителя христиан, под именем Павла ставшего усердным проповедником их вероучения. Но с героем "Грозы" подобного превращения, увы, не происходит. Прокофий значит "преуспевающий".

Имя "Кабанихи" Марфа в переводе с греческого – "госпожа", "хозяйка", что вполне согласуется с положением героини. Тихон, ее сын, тоже Кабанов, но он "тихий" Кабанов. Фамилию эту Островский не выдумал. Известно, что она встречалась среди русских купеческих фамилий (как и фамилия Большов). Но из бесчисленного множества реальных фамилий Островский выбирал "говорящие".

Катерина – тоже имя не случайное. По-гречески оно означает "чистая", т.е. опять-таки характеризует героиню.

По материалам Энциклопедии для детей. Литература ч. I
Аванта+ , М., 1999

 

К содержанию Яндекс.Метрика